Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
6 октября Верховная Рада приняла президентский законопроект о декриминализации экономических преступлений. О том, будут ли вноситься поправки в документ во втором чтении, почему необходимость декриминализировать экономические преступления возникла именно сегодня и под кого, на самом деле, разрабатывался закон, в эксклюзивном интервью телеканалу UBR.UA рассказал народный депутат, представитель Президента в Верховной Раде Украины Юрий Мирошниченко.
UBR: Как будет рассматриваться законопроект во втором чтении?
Ю.М.: Сейчас Верховная Рада должна пройти процедуру. Народные депутаты имеют право внести свои поправки в него, ведь мы слышали много заявлений, этот законопроект много комментировали. Есть некоторые попытки расширить предмет данного закона. И после того, как его рассмотрит Комитет, Верховная Рада будет готова ставить на второе чтение.
UBR: Сколько времени это может занять?
Ю.М.: Было бы не корректно, наверное, с моей стороны, определять, как будет работать Верховная Рада, как коллегиальный орган. Но, мы ожидаем, что это может быть в ближайшее время. Следующая неделя - не пленарная. Именно работа в Комитетах и предоставление поправок, в том числе, и в этот закон могут быть внесены поправки для подготовки на второе чтение.
UBR: Каким будет формат доработки законопроекта?
Ю.М.: Фактически народные депутаты получили право вносить поправки в него, поскольку в первом чтении законопроект принят за основу. И это будет продолжаться до момента, пока будет заседание Комитета. Комитет рассмотрит поправки, сводную таблицу, предложит Верховной Раде и тогда уже будем голосовать в целом. Общество ждет этот закон. Я не слышал никакой принципиальной критики его. Он полностью соответствует реформе криминальной юстиции, которая объявлена Президентом. Вы знаете, что по инициативе Президента в Венецианской комиссии находится законопроект, который называется "Уголовно-процессуальный кодекс" и тогда уже вопросы гуманизации уголовной юстиции в целом будем рассматривать как целостный документ. Поскольку дерегуляция, либерализация предпринимательской деятельности. Реформы, связанные с оживлением инвестиционного климата, предсказывают и в том числе вопросы гуманизации правонарушений, связанных с предпринимательской деятельностью. Президент внес этот закон.
UBR: Какие предложения будут по 365 статье Уголовного кодекса?
Ю.М.: На данный момент мне неизвестно о том, чтобы были внесены какие-то предложения. Хотя в частных разговорах и некоторых выступлениях в Верховной Раде я слышал, что оппозиция готова внести поправки в закон, расширить предмет, ведь Президент предвидел главные субъекты, на кого будет распространяться закон, это предприниматели, а оппозиция еще хочет включить и пункты, касающиеся дела Тимошенко, Луценко и других высокопоставленных чиновников. Или они внесут эти поправки, в какой редакции эти поправки будут внесены, я думаю, будет определяться, как комитетом, так и фракциями Верховной Рады. На сегодня, по крайней мере, с того, что я слышу, нет такого желания для отдельного человека делать отдельный закон.
UBR: Тем не менее, есть ли какой-то вариант части третьей 365 статьи Уголовного кодекса?
Ю.М.: Есть 365 статья в законопроекте Президента, что относится к тем правонарушениям, которые касаются предпринимателей, или приобщат туда государственных служащих. И признает ли украинское общество действия политиков, или членов коллегиальных органов управления государственной власти такими, что не являются уголовными преступлениями. Думаю, в ближайшее время мы об этом узнаем.
UBR: Оппозиция может внести, а большинство не будет вносить такую поправку?
Ю.М.: По крайней мере, я не слышал, чтобы большинство говорило о внесении таких поправок.
UBR: Вы, как юрист, можете предвидеть вариант внесения изменений в статью 365 части третьей?
Ю.М.: Я бы комментировал это, если бы был просто народным депутатом. Я - представитель президента в парламенте, и это накладывает на меня дополнительную ответственность, ведь мы слышим много призывов, в том числе и к президенту, чтобы он вмешался в рассмотрение судебного дела по Тимошенко, Луценко и другим. Но Конституция это запрещает кому-либо, и президент не раз высказывался, что он не позволит, ни себе, ни кому-либо другому вмешиваться в деятельность независимого судебного органа так же, как в деятельности Верховной Рады.
UBR:Учитывая это обстоятельство, изменений нет в варианте президента?
Ю.М.: Нет, не ввиду этого. Потому что предмет рассмотрения самого закона касался предпринимательской деятельности. И там говорится, чтобы предпринимателей не сажали в тюрьму до того, как есть решение суда. Даже если есть решение по тем статьям, которые там упоминаются, чтобы ответственность была в виде штрафа и возвращению убытков, а не заключение. Целый ряд новаций, касающихся, в первую очередь, частного предпринимательства. Уменьшение возможности для коррупции со стороны правоохранительных органов. Что касается желания оппозиции расширить предмет действия этого закона, то я, конечно, не могу выступать сегодня от оппозиции, и тем более не могу, как представитель президента комментировать действия депутатов.
UBR: Я ни разу не назвал тех фамилий, которые вы упомянули относительно этой статьи.
Ю.М.: Вы не назвали, но именно этот контекст идет сегодня в общественной дискуссии.
UBR: Давайте о контексте самих предложений Президента, ведь изменения в законодательстве достаточно велики. Почему необходимость декриминализировать экономические преступления возникла именно сегодня? И какая будет польза от этого для предпринимательской среды?
Ю.М.: Во-первых, люди не будут бояться заниматься предпринимательской деятельностью. И этот закон внесен планово, а не внезапно. Поскольку он разрабатывался Комитетом по экономическим реформам. В Комитете утвержден план законодательных инициатив. И среди тех реформ, которые будут улучшать предпринимательскую среду в Украине, говорилось и о дерегуляции, то есть уменьшения разрешений, контролей, лицензий. Речь шла и о возможности открытия бизнеса, либерализации предпринимательской деятельности, также о антикоррупционном законе, который делает невозможным государству чрезмерно влиять или вмешиваться в предпринимательскую деятельность. И сейчас, как некий завершающий шаг говорится о гуманизации правонарушений, связанных с предпринимательской деятельностью. Поэтому мы и не говорим, что это уже завершенная реформа, так же, как и налоговая реформа тоже шла в логике именно этой. Еще дальше будет продолжаться реформа судебной, или уголовной юстиции принятием нового Уголовно-процессуального кодекса. Но до того, как эксперты из Венецианской комиссии нам его проанализируют Президент воздержится вносить его как законопроект.
По материалам UBR