flag Судова влада України

Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел

Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46

Отказаться от услуг госучреждений: способы

22 березня 2011, 08:52

    Суть проблемы

Борис Ефремов, частный предприниматель:

"Пару месяцев назад мне потребовалось получить разрешение на открытие цеха. Пока не хочу называть учреждение, ведающее выдачей этого разрешения, и фамилии чиновников, поскольку не исключаю, что мне придется обращаться в суд. Я предоставил сотрудникам ведомства все документы, предусмотренные законом для получения нужной мне справки, заплатил госпошлину и был уверен, что особых проблем у меня не возникнет.

Однако госслужащие придерживались другого мнения: внимательно изучив предоставленные мной документы, они сказали, что начать оформление разрешения не могут, поскольку необходимо предварительно провести ряд процедур. В частности, пройти какую-то экспертизу, получить дополнительное заключение специалиста и вообще проконсультироваться с сотрудниками отдела для более точного понимания, где и какие проблемы могут возникнуть. При этом чиновник свой рассказ сопровождал выкладыванием на стол различных уже отпечатанных платежек за экспертизу, консультацию, заключение специалиста и еще какие-то. Закончил же свою речь он фразой: "Оплатите эти квитанции и подходите, пройдемся по специалистам, соберем все необходимые справки".

Основные законодательные акты, регулирующие вопросы навязывания услуг госорганами

• Кодекс об административных правонарушениях

• Уголовный кодекс

• Закон "О государственной службе" № 3723-XII от 16.12.93 г.

Честно говоря, я растерялся, ведь как раз перед визитом в госучреждение изучал закон, и там не было ничего написано о необходимости получения сертификатов, заключений экспертов и консультаций от чиновников. Поэтому я намекнул собеседнику, что не собираюсь платить, поскольку эти документы не нужны для получения разрешения. Физиономия госслужащего мгновенно окаменела, и он с какой-то агрессией набросился на меня: "Вы хотите сказать, что лучше меня знаете законы?! У нас так принято: сначала получаете все эти справки, а потом мы вам выдаем разрешение! И иначе никак нельзя". В общем, разговор не получился — я наотрез отказался оплачивать получение необязательных справок и невнятную консультационную помощь, а чиновник не хотел даже принимать в работу принесенные мной документы.

В итоге пришлось обращаться к начальникам сектора, потом отдела и, в конце концов, управления. Лишь на этом уровне признали мою правоту и дали указание выдать мне разрешение. Но беготня по инстанциям отняла у меня немало времени, что вылилось в упущенную возможность заключить выгодный контракт. Так что сейчас я раздумываю над перспективой обращения в суд с иском к чиновникам, незаконно затянувшим выдачу разрешения, с требованием возмещения неполученной прибыли".

Оценка ситуации

Жанна Чернышева, помощник адвоката:

"Данная ситуация, увы, типична для нашего чиновничества. Многие госучреждения навязывают гражданам различные платные услуги. Причем вынуждают обращаться не только в различные подразделения ведомств, но и в коммерческие структуры. В противном же случае получить необходимые бизнесмену документы якобы невозможно. Более того, следует разделять основные платные услуги, которые оказывает госучреждение, и дополнительные. Первые, как правило, четко устанавливаются в правительственных или ведомственных приказах, распоряжениях, инструкциях. Дополнительные же зачастую оставляются на откуп чиновникам на местах — в большинстве случаев их перечень, указанный в документах, не исчерпывающий и может дополняться местными управленцами. Существует и третий тип услуг — предоставляемые различными коммерческими организациями, формально никак не связанными с ведомством. Однако добиться позитивного решения вопроса в госучреждении без обращения в подобную фирмочку довольно проблематично — чиновники сами под любыми предлогами отправляют посетителей к представителям коммерческой структуры.

Прекратить произвол чиновников не сложно — достаточно лишь уверенно отстаивать свою правоту и подготовить обращение в компетентные органы

Характерно, что в большинстве случаев речь идет о незначительных суммах — как правило, "цена вопроса" от 30 до 500 грн, в зависимости от того, какие документы необходимо получить предпринимателю. И это не взятки, а вполне официальные платежи, которые поступают на счета этих организаций. Учитывая, что попытка отказаться от навязываемых услуг чревата потерей времени и нервов, а суммы вроде бы и небольшие, многие бизнесмены предпочитают не вступать в конфликт и покорно оплачивают выданные им платежки. Тем самым стимулируя чиновников выдумывать все новые и новые легальные поборы и наглеть, отказываясь принимать документы без оплаты различных консультационных и прочих услуг".

Рекомендации

Весомым аргументом в споре с навязчивыми чиновниками становится знание предпринимателем различных внутриведомственных распоряжений и приказов. Дело в том, что любой документ (даже внутриведомственный) обязан быть в открытом доступе, если он каким-либо образом влияет на взаимоотношения госслужащих и граждан. Тем не менее на местных уровнях руководство подразделений госведомств часто не обращает на это внимание и издает различные приказы, непосредственно изменяющие порядок отношений с плательщиками, с грифом "для служебного пользования". Однако подобные документы незаконны, что и может быть доказано в суде.

Несколько лет назад в Черновицкой области группе предпринимателей удалось доказать незаконность подобного распоряжения руководителя СЭС одного из райцентров. Данный приказ предусматривал необходимость предоставления дополнительных документов для получения разрешения на открытие точки общепита. Причем часть необходимых справок выдавалась некой коммерческой структурой, и, разумеется, не бесплатно. Недовольные предприниматели обратились в суд, который удовлетворил их иск и признал незаконным данное распоряжение ушлого начальника СЭС. Сам же чиновник после окончания рассмотрения дела в суде оказался фигурантом уголовного дела — им заинтересовалась прокуратура.

"Прежде всего хочу отметить, что в подавляющем большинстве случаев предприниматели сами идут на поводу у чиновников и даже не пытаются бороться с их произволом. Причем даже в тех случаях, когда бизнесмены правы и уверены в своей правоте. Однако если собственник или управленец компании готов вступить в конфликт с госслужащими, отстоять свою правоту и отказаться от навязываемых услуг особо труда не составит.

Едва только речь зашла о каких-либо дополнительных, не предусмотренных законами и подзаконными актами платежах, необходимо попросить чиновника уточнить, на основании чего он требует оплаты этих услуг. Причем настаивать на предоставлении документальных подтверждений, а не ограничиваться словами "Иначе нельзя, у нас так принято" и им подобными. Если сотрудник ведомства продолжает скрытничать, тут же, едва ли не в его присутствии составлять жалобу на имя начальника, где указывать ФИО чиновника, его должность и суть проблемы. Впрочем, можно выбрать и более простой путь. Как показывает моя практика, в большинстве случаев, чтобы урезонить зарвавшегося госслужащего, достаточно наведаться в кабинет начальника отдела. Руководство, как правило, лучше подчиненных ориентируется в законах, прекрасно осознает неправоту своих сотрудников и не хочет идти на конфликт, продолжая требовать деньги с юридически подкованного предпринимателя.

Тем не менее случается, что и начальники подразделений продолжают упорствовать, ссылаясь на некие внутренние инструкции и распоряжения, которые они, разумеется, представить посетителю не могут. В таком случае эффективным становится написание жалобы на имя руководителя ведомства и одновременная подача заявления о вымогательстве в различные органы по борьбе с коррупцией. В подавляющем большинстве случаев на этом конфликт и исчерпывается — пообщавшись с борцами со взяточниками, чиновники быстро осознают свои ошибки и оставляют в покое предпринимателя".

 

По материалам UBR